Ну что - я честно посмотрела "Утомленные солнцем - 2". Экранку. Похабненькую, но вполне себе способную передать то, что можно передать в фильме. И теперь я имею полное моральное право иметь свое мнение на его счет, да. 8) Наверное, кто-то очень сильно удивится, но я твердо решила, что сводить на это дело мужа стоит - мне очень интересно посмотреть на его реакцию, да и посмотреть на "подлинник" будет занятным.
Вообще-то я твердо верю в то, что кино, завязанное на носитель (типа "да не ну ты просто не видел ЭТО на большом экране, вот и не врубаешься) - это плохое кино. Неполноценное. Это примерно так же, как требовать от слушателя для полной оценки собственных музыкальных пёрлов прикупить систему хай-фай с многоканальным звуком. К величайшему моему изумлению (приятному, надо сказать) данное кино к этой категории не относится. Т.е. на большом и хорошем экране (наверняка) оно будет вызывать больше эмоций. Но и просмотр копеешного камрипа тоже много чего в себе хранит.
Сначала общее впечатление.
Самое отвратительное в этом фильме оказалось....рекламная кмпания. Создать настолько отрицательное предубеждение - это надо было уметь. И я верю свято, что таких как я (у кого любопытство-таки победило нелюбовь к агиткам на госканалах) очень немного. Зато много таких, которые и не пойдут, и не скачают - из принципа. Потому что так им фильм представили. Ей-ей, отсуствие рекламы тут пошло бы только на пользу.
Дальше. Я впервые в жизни видела НЕПЛОХОЕ кино с ОТВРАТИТЕЛЬНЫМ сценарием и сюжетом. Нет, правда. Если даже оставить в стороне все фактологические детали, которые были ЖеЖеваны-переЖеЖеваны уже тыщу раз. Очень хорошие операторы. Отличные актеры. Удачные ракурсы (хотя и штампики-клише порой вылазили, дасс...). Даже мимолетные персонажи - вполне себе хороши, сами по себе, они живые
(сарказм: как правило - до поры-до времени...хехе) Но вот зачем автор испохабил все это сюжетной линией?.. Ну было бы даже не так страшно (наверное) если бы он банально оставил трупы в покое, и убрал бы из названия упоминание УС, была бы просто дилогия. С отдельными именами. С отдельными новыми персонажами, не бог весть какими, но хоть самостоятельными....но кто-то решил, что нужен бренд. И вытащил из нафталина УС (кстати, напомните мне пожалста, а когда его вообще в последний раз по ТВ показывали? ну хотя бы по 5му?...вот и я не помню...). По-моему - зря. Более подробный разбор темы - уйдет под море.
Еще дальше. О "кровавом мясиве" и излишней натурности. Во-первых...господа, а вообще на войне (знаете ли) постреливают. И сакральный образ "чистенькой" ВОВ в духе "В бой идут..." и прочей классики (мягко говоря) неверен. Во-вторых. Мяса там не так уж и много. Я бы даже сказала - я удивилась НАСКОЛЬКО его там немного. Были моменты, когда меня передергивало, хотелось отвернуться (при экранке-то!..) но это скорее особенности моего беременного восприятия.
Дальше идут детали. Я искренне советую хотябы попробовать посмотреть, чтобы поиметь свое собственное мнение. Едва ли моя "рецензия" может что-то изменить, но приличия для - убираю.
море
Одно из самых неизлечимо больных мест в фильме, по-моему, это Надя. И самое противное, что она сама по себе не виновата в том, что ее папке приспичило продолжать сагу именно с ней. Она искренне играет девочку. Голос, модуляции, выражение лица - она старательно выводит подростка. Ей сделали две косички. Если закрыть глаза, и не видеть кадров - можно даже поверить, что речь ведет девчушка лет 12-15....но когда видишь крупным планом 20+ летнюю тетку с мощной бабистой фигурой...коробит. На фоне нее мальчик Гарри - просто идеал собственного ролевого возраста. Особенно бросается во всех групповых кадрах, и когда она с детьми и когда она со взрослыми. Если бы Никита оставил в покое труп собственной дочки, погибшей в лагерях, и взял новый сюжет - этого можно было бы избежать. Ничего противоестественного нет в том, что некая 18-20 летняя девица не хочет отрекаться от расстреленного отца... но ЭТО не может быть Надя Котова периода 41-42гг, просто потому что не может быть.
Никита. Тьху, то есть Котов. Котов представляет из себя классического ГПГ(Главного Положительного Героя). И все его приключенства идут строго по принципу ГПГ. Он всегда удирает в последний момент, всплывает, выживает под танками ну итд. Особенно улыбнул момент, когда каторжник Котов борзо взбирается на крышу, затаскивая с собой Дюжева. Ниндзи отдыхают. И еще есть чудный эпизод, где убегая из церкви от бомбы которая "вот-щас-как-звезданет" боец штрафбата Котов вместе с пленным немцем-языком рыбкой перелетают через церковную ограду. Наверное, в штрафбатах замечательно кормили и занимались хорошей физ-подготовкой. То же относится и к Наде. Для изголодавшейся и измучанной девочки она излишне румяна, сильна и ей (конечно же) никто не страшен, кроме душевных мук. Мины плавают исключительно к берегу. Партизанки появляются как раз вовремя...
Немцы. Если верить фильму, то в немецкую армию брали исключительно психов и невростеников. Нет, я понимаю - война, чужая земля, нервы шалят... но реакция коммандира самолета (того самого, над баржей) как на поведение своего младшего по званию, так и на его безвременную кончину от ракеты в жопе мягко говоря - неадекватна. "ААААААА ОНИ УБИЛИ КЕННИ!!!" - Примерно так, да. То же самое с реакцией немца на цыган. И с реакцией двух оставшихся немцев друг на друга. И чуть позже - с реакцией немца на труп своего экс. товарища в сарае... Я не спорю, что на войне могут быть глупые и ненужные жертвы (как будто они могут вобще быть другими!). Да и нервы наверняка - ни к черту. Но это - явный перебор.
Оставлю в покое духовную составляющую с темой богоизбранности (крещение на мине, откровения партизанки). Это не моя тема, она чужда мне. Могу лишь сказать, что особой духовной линии у Михалкова не вышло. Все эти детали выглядят не то чтобы лишними, но уж точно не важными.
Что у него действительно вышло - это все, что касается самой войны. Ее нелепости. Ее дикости. Ее глупости. Если бы убрать всю эту УСовщину, то это действительно мог бы быть хороший фильм о настоящей, неприлизанной, отвратительной, НИ КАКИМ МЕСТОМ НЕ ВЕЛИКОЙ войне. Еще раз - оставим в стороне все недостоверности и странности типа штрафбата в октябре 41.. На мой взгляд - большая их часть вполне оправданны художественными целями. И взорванный по ошибке мост. Курсанты - ключи, поэт, отличник... И вообще все сцены в штрафбате от и до (по-моему это вообще лучшие моменты в фильме). Там же отдельным пунктом - сцена с часами и с ложками. Это действительно сильно. Это очень качественно. И даже легендарная сцена с сиьськами кажется нелепой не сама по себе, а исключительно возрастным контекстом Нади (ЭТО?ФИГУРА?ГОЛОДНОГО?ПОДРОСТКА??).
Но кроме фильма о войне (которое влезло бы в часик с небольшим) кино содержит "чудесный" базовый сценарий. С воскресшими трупами ГГ и семейства. С Великим и Ужасным Митей, "хорошим полицейским", который под носом у самого Сталина и всего ЧК решил вместо того чтоб кончать с собой - спасти жену и дочь преступника от лагерей и успешно их прятал от общественности..Ох, как же жаль, что он не сделал оригинальный скринплей, а втянулся в (по сути) фанфик по собственному (хорошему) кино.
Итого. Я не жалею, чт опереломала себя и посмотрела-таки кино. И другим скажу смотреть. Но все же очень жаль, что кино так обломалось на собственном пеаре и привязанности к собственному бренду. За десакрализацию и попытку сломать советский образ ВОВ, как "великой войны", где все наши были круты и хороши как один, а одного звали - Сталин("ура, товарищи!") - респект в любом случае.